Шляховая Елена Вадимовна

Педагог-психолог
педагог-психолог ОАНО "МЦШ БИТ" , кандидат психологических наук, ассоциированный член Федерации психологов-консультантов России.
Как помочь ребенку в самоорганизации?

Здравствуйте! Рассматривая феномен самоорганизации, можно выделить несколько обязательных компонентов: планирование собственного времени, волевую регуляцию, активность, целеустремленность, критическое мышление. Таким образом, для развития самоорганизации очень важно создавать условия, в которых ребенок проявляет все перечисленные выше навыки и личностные качества.

Развитию волевой регуляции способствуют посильные и систематические бытовые обязанности, постоянная физическая активность и здоровые (соответствующие детским возможностям) ограничения с понятными для ребенка условиями. Замечу, что волевая регуляция, проявляющаяся в преодолении трудностей и связанная с планированием собственного времени, активностью и целеустремленностью, фактически является основным условием самоорганизации.

Для развития критического мышления и умения анализировать ситуацию, выделяя в ней основные и второстепенные условия, можно рекомендовать, например, игры-головоломки и активное чтение. Головоломки — это, по сути, идеальные тренажеры для ума, когда анализ, классификация и способность к нестандартным решениям развиваются в процессе игры. Активное чтение, предполагающее умение выделять основную мысль текста, формулировать тезисы по тексту или переводить текст в какие-либо схемы, способствует развитию вербального интеллекта и концентрации внимания.

В завершение отмечу, что самоорганизация ребенка зависит от самоорганизации его родителей, а также от готовности родителей предоставить своему ребенку пространство для самостоятельности.

Здравствуйте. Моей дочери почти 12. Тихо и нечётко разговаривает, долго формулирует предложение. Стараюсь выслушивать и не перебивать, когда она что-то хочет рассказать. Остро реагирует,когда кто-то перебивает, может отказаться от рассказа вовсе. В школе оценки хорошие, по устным предметам пятерки. Подскажите, как помочь ребёнку?

Здравствуйте! С учетом описанной ситуации можно предположить, что в момент общения вне школы ребенок испытывает высокую тревожность, подавляющую ее речевую активность. Крайней формой подобной тревожности может стать селективный мутизм, когда ребенок перестает говорить в определенных ситуациях, несмотря на имеющееся желание.

Для ответа на ваш вопрос очень важно понимать специфику ваших взаимоотношений с дочерью: насколько они доверительны, открыты и психологически комфортны. Не проявляете ли вы излишнюю требовательность к ребенку, ругая ее за какие-либо оценки или поступки? Нет ли в вашем поведении излишней опеки, когда вы минимизируете любую активность дочери, считая ее беспомощной? И самое главное, насколько спокойное и уверенное ваше собственное поведение как родителей: не проявляете ли вы сами высокую социальную тревожность и подавленность?

Сейчас я бы рекомендовала вам лично обратиться к специалистам, которые занимаются речевыми нарушениями детей, в частности, избирательным мутизмом. При этом будьте готовы к тому, что вам самим придется многое изменить в собственном поведении и в отношениях с дочерью, так как семья играет большую роль в решении любых детских трудностей и вопросов.

Добрый день. Моему ребенку, дочери 13 лет непросто дается учеба. Причем, создается ощущение что ей просто не интересно, скучно. В вопросах которые ей интересны она достигает успехов, способна самостоятельно разбираться и учиться, но школьные предметы в сферу ее интересов не входят. Интерес к школе пропал уже в первом классе. Шесть лет она учится "из под палки". Как возродить или зародить в ребенке интерес к учебе?

Здравствуйте! Тема учебной мотивации, вероятно, никогда не потеряет своей актуальности. Позитивное отношение к учебе складывается из нескольких факторов: содержания самой учебной деятельности и множества социальных мотивов, которые возникают в системе взаимоотношений учащегося и окружающего его социума. Также для учебной мотивации важен уровень интеллекта, обеспечивающий успешное выполнение учебных заданий, и самодисциплина, помогающая выполнять какие-либо неприятные задания.

Когда ребенку долгое время непросто дается учеба, а в вопросах, вызывающих интерес, подросток достигает успехов и самостоятельно разбирается, то, в первую очередь, можно в доверительной манере спросить ребенка, что именно ему не нравится или сложно дается в самой учебе. Например, негатив и отторжение могут вызывать все возрастающие требования учителей и сложность занятий, невозможность самостоятельно выбирать предметы и необходимость следовать заданным правилам, а также непонимание смысла в учебной деятельности. Вместе с тем при выполнении интересной и, возможно, более простой деятельности ребенок может чувствовать больше свободы из-за отсутствия заданных требований и установленных сроков, поэтому достигает успешных результатов. Также стоит уточнить, насколько хорошо складываются отношения подростка с одноклассниками и учителями и были ли какие-либо неприятные случаи, обидевшие ребенка. Естественно, подобные разговоры об учебе, учителях и одноклассниках следует проводить в спокойной обстановке, когда у вас и вашей дочери есть время и желание. Кроме того, постарайтесь максимально честно оценить собственную реакцию на учебу дочери: плохие отметки, нежелание посещать учебные занятия и какие-либо учебные успехи. Возможно, вы чаще замечаете что-то плохое и редко хвалите за что-то хорошее, пусть и небольшое, но очень важное для вашей дочери.

Как уберечь ребёнка от привязанности к телефонным играм? Какие подходы нужно применить?

Здравствуйте! Гаджеты и онлайн-игры стали неотъемлемой частью современной молодежной культуры — часто именно игры являются основной темой для разговоров подростков. Однако длительное, а иногда и бесконтрольное, экранное время, проводимое за онлайн-играми, может негативно сказаться на общем самочувствии ребенка и формировании социальных навыков, а также спровоцировать игровую зависимость.

Возвращаясь к вашему вопросу, могу предположить, что вы хотите узнать способы, помогающие добиться полного отсутствия онлайн-игр в жизни вашего ребенка. Но к таким способам можно отнести только тотальные запреты, так как, повторюсь, мир современных подростков напрямую связан с цифровизацией. При этом эффективность подобных запретов может быть очень невысокой.

Если же речь идет именно об ограничении экранного времени, проводимого за онлайн-играми, то можно рекомендовать несколько простых приемов. Во-первых, постарайтесь стать примером для вашего ребенка, ограничивая собственное время, проводимое за гаджетами. Покажите и докажите, что досуг можно проводить за чтением, физической активностью или увлекательным хобби. Во-вторых, попробуйте увеличить время непосредственного общения с собственным ребенком. При этом для подобного общения очень важно именно его качество, а не формальный обмен репликами про школу и домашние задания. И еще попробуйте расспросить вашего ребенка об особенностях его любимой онлайн-игры: почему она так ему нравится, в чем ее основной смысл, какие существуют стратегии для победы и можно ли найти альтернативу данной онлайн-игре. После этого можно попробовать сыграть в любимую онлайн-игру вашего ребенка, но, естественно, придерживаясь ограничений по времени, даже если игра заинтересует и вас самих.

Как бороться с пассивностью ребёнка? Сначала она хочет чтобы всё делали и думали за неё, а потом выясняется что то что выбрали родители она не хочет.

Здравствуйте! Для начала предлагаю переформулировать ваш вопрос, чтобы он стал звучать в более позитивном ключе: как развить самостоятельность и активность ребенка. И говоря о самостоятельности и активности, мы затрагиваем сложные и системные качества личности, для формирования которых требуется время, терпение и организованность самих родителей.

Для понимания основного принципа развития детской самостоятельности и активности можно вспомнить, почему взрослые люди бывают пассивными: им не за чем стараться. Излишняя забота из благих намерений, когда мы все делаем сами за своих детей, постоянный контроль, когда лучше сделать самим, потому что дети все равно все испортят, завышенные требования к результату, которых дети не могут выполнить в силу объективных причин, или равнодушие, потому что нам некогда или просто не хочется интересоваться достижениями своих детей, способны свести на нет любую детскую активность и самостоятельность.

Вы написали, что ваш ребенок хочет, чтобы все делали и думали за нее. Но почему вы так в этом уверены? Ребенок действительно вас просил все делать и думать за нее или это ваше собственное объяснение того, как она ведет себя в ситуациях каких-либо обсуждений и выборов? Если ребенок уходит от каких-либо обсуждений и решений, то, скорее всего, она не видит смысла отстаивать собственное мнение или не умеет проявлять свою активность. И в таком случае самим родителям стоит пересмотреть собственные взаимоотношения с ребенком: проявлять искренний и доброжелательный интерес к ее мнению и поощрять ее активность и самостоятельность.

Здравствуйте! Когда начинаешь ругать ребенка или не соглашаешься с его мнением или поступком, он говорит "Лучше бы меня не было". Как реагировать? Ребенку 12 лет.

Здравствуйте! В вашем вопросе просматриваются две очень серьезных и актуальных темы для подросткового возраста. Первая связана с началом подросткового кризиса эго-идентичности, отделения от родителей и снижения их авторитета, когда подростки могут проявлять упрямство или высказывать какие-либо упреки в адрес родителей, не желая оставаться в позиции беспомощного ребенка. Другая же причина, по которой ребенок так отвечает, может быть связана с суицидальными мыслями, когда переживания подростка настолько сильны, что он хочет от них уйти. Поэтому для ответа на ваш вопрос крайне важно понимать контекст беседы, во время которой ребенок отвечает: «Лучше бы меня не было». Если вы часто слышите этот ответ при обсуждении конкретной темы или похожих поступков, при этом вы стремитесь любой ценой сохранить свой авторитет и категоричность, а ваш ребенок также добавляет, что вы не хотите его понять, то в этом случае можно предположить наличие суицидальных мыслей. Подросток словно кричит о своих сильных переживаниях и просит вас пересмотреть ваши с ним отношения.

В любом случае важно проявить спокойную и доброжелательную реакцию вместо лаконичного ответа: «Не говори ерунды и займись своими делами». Скажите своему ребенку о том, как он вам дорог и как он делает вашу жизнь лучше. И, конечно же, пересмотрите свое отношение к его поступкам — его действительно нужно за них ругать, или все не так страшно, а его слова на самом деле заслуживают внимания.

Здравствуйте, ребёнку 14 лет. Переживает,что нет компании для совместных прогулок. Общается с девочками из класса,но не гуляет с ними,т.к. считает ,что их поведение не подходит для неё. Вообще не особо хочет заводить новых знакомых.

Здравствуйте! Недостаток навыков общения и сложности с поиском друзей — это довольно актуальная тема для современных подростков.

Постарайтесь спокойно и доверительно узнать причину, по которой ваша дочь считает поведение одноклассниц неподходящим для нее самой. Также постарайтесь узнать, чего именно ждет ваша дочь от своего окружения: дружбы или исключительно совместных прогулок. Возможно, полученные ответы помогут пересмотреть отношение к одноклассницам или ожидания от окружающих.

И, конечно, отдельного внимания заслуживает нежелание вашего ребенка заводить новые знакомства. Что является причиной такой позиции? Неуверенность в себе, страх быть неправильно понятой или, возможно, воспоминания о каком-то неприятном эпизоде? Если в ответах ребенка прозвучат фразы о том, что она недостаточно хороша или она не знает, как начать разговор, то в этом случае имеет место неуверенность в себе и недостаток навыков общения (обычно эти феномены взаимосвязаны). Если же ваш ребенок расскажет о конкретной неприятной ситуации, то тогда можно говорить о последствиях какого-либо конфликта и ее задетой самооценке. Так или иначе ребенку требуется ваша поддержка, помогающая замечать собственные достоинства, а также ситуации успешного общения. Помогите дочери найти студии, кружки или клубы, которые соответствуют ее интересам и в которых она сможет обрести близких ей людей.

Здравствуйте! Как помочь подростку разобраться в своих эмоциях и научить его управлять ими в конструктивном направлении, чтобы избежать агрессивных проявлений и конфликтов во взаимоотношениях с окружающими?

Здравствуйте! Учитывая формулировку вашего вопроса, можно предположить, что речь идет о подростковой агрессии — сложном феномене, требующим уточнений и скрывающим множество причин.

Как давно ваш ребенок стал проявлять агрессию в отношениях с окружающими? Он был агрессивным всегда или его поведение резко изменилось с какого-то момента? Подросток бывает агрессивным со всеми или только в отношении конкретных людей после совершения ими конкретных действий? Причиняет ли подросток какой-либо физический вред себе или окружающим? Данные вопросы помогают оценить серьезность ситуации, потому что в некоторых случаях подростковая агрессия может требовать обращения к психотерапевту или психиатру.

Если же говорить о причинах подростковой агрессии, то можно выделить гормональную перестройку организма, острый период психологического отделения от родителей, сильный ситуационный стресс, высокую тревожность, часто связанную с неуверенностью в себе, конфликты в семье, социальные и экономические факторы, когда желаемые возможности отсутствуют или они были потеряны, буллинг, когда подросток стал жертвой травли, или пережитое насилие, в частности, со стороны родственников или хороших знакомых. Чтобы понять истинную причину агрессии и возможные пути помощи, необходимо доверительное общение с подростком и терпение, несмотря на негативизм подростка. Не ждите, что ребенок сам объяснит вам все свои переживания за пять минут по дороге в школу. Доверительное общение требует времени и подходящего настроения, когда сами родители не испытывают раздражения. Для профилактики агрессии можно также рекомендовать посещение подросткового терапевта, чтобы лучше понимать общее состояние организма на фоне гормональной перестройки, и поиск какого-либо занятия, доставляющего подростку положительные эмоции.

Как найти общий язык с подростком?

Здравствуйте! На поиске ответа на ваш вопрос держится, по сути, вся психология подросткового возраста.

Подростковый возраст — это очень интересный и непростой период, который может продолжаться с одиннадцати лет и до двадцати одного года. В это время непросто всем: родителям, часто испытывающим непонимание, раздражение и беспомощность, и подросткам, резко потерявшим интерес к детству и еще не нашедшим свое место среди взрослых.

Возможно, оптимальной рекомендацией для вашего запроса станет предложение набраться терпения и внимательно изучить специальную литературу о подростковом возрасте. И, конечно, не забывайте про основные характеристики данного возраста: гормональную перестройку организма, часто являющуюся причиной повышенной утомляемости и раздражения подростков, повышенный интерес к собственной внешности, перемены в которой могут вызывать волнение и недовольство, необходимость отделиться от родителей и узнать собственные желания и интересы, снижение авторитета родителей и взрослых, когда их запреты или предложения могут вызывать явное отрицание, сильную потребность в общении с ровесниками, в частности, из-за желания лучше узнать себя и усложнение мышления, когда появляется интерес к философским темам жизни и смерти и поиска смысла собственного существования. Повторюсь, что в подростковый период непросто всем, но все же родителям стоит быть мудрее, добрее и терпеливее: они старше, они прошли подростковый возраст и они отвечают за своих детей.

Психологического сопровождения подростков:

  • недостаток навыков общения и проблемы в коммуникативной сфере;
  • низкая учебная мотивация и общая пассивность;
  • выбор будущей профессии и индивидуального образовательного маршрута;
  • неуверенность в себе и стеснительность;
  • сильное волнение во время экзаменов и контрольных работ.

 

ПЕРЕЙТИ

Всероссийская лига родителей 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33