Традиционная формула выбора профессии «хочу—могу—надо».
Если при выборе будущей профессии не учитывать компонент «хочу», то человек не будет удовлетворен самим процессом работы, если проигнорировать компонент «могу», проблемы могут возникнуть и при поступлении в образовательную организацию, и при обучении, и при трудоустройстве, и при построении карьеры. При потере компонента «надо», могут возникнуть проблемы с нахождением рабочего места по специальности или потребности не будут соответствовать условиям рабочего места и/или оплате труда.
Таким образом, совмещение «хочу», «могу» и «надо» приведет к тому, что профессия будет соответствовать способностям человека, пользоваться спросом на рынке труда и будет интересна для него.
Обучение по выбранной профессии позволит, в первую очередь, получить профессиональные компетенции, hardskills, которые затем будут совершенствоваться в профессиональной деятельности.
Однако для построения успешной карьерной траектории этого недостаточно. Необходимо формировать софтскиллс (soft skills) — комплекс гибких навыков, умений общего характера, которые важны практически для всех профессий и специальностей: навыки критического мышления, публичного выступления, делового общения, решения комплексных нестандартных задач.
Эти надпрофессиональные навыки пришли в профессиональную образовательную среду как запрос работодателей. Западные исследователи выявили, что в профессиональной успешности сотрудника соотношение технологических и гибких навыков составляет 15 и 85 процентов соответственно. С ними солидарны российские работодатели, которые выделяют от 5 до 15 ключевых навыков, необходимых кандидату на должность, среди которых: взаимодействие с людьми, гибкость ума, клиенто-ориентированность, эмоциональный интеллект, комплексное многоуровневое решение проблем, креативность и, что очень важно, умение и желание постоянно учиться и совершенствоваться.
Не секрет, что содержание профессиональных компетенций, перечень трудовых функций и действий специалистов находятся в постоянном развитии и изменении, что связано, прежде всего, с перманентным развитием науки, техники, технологий, социальных механизмов. Идет экспоненциальный рост объёма информации во всех сферах жизни. Поэтому способность и мотивация к самостоятельному обновлению профессиональных технологических знаний и умений — один из ключевых гибких навыков.
По данным российской рекрутинговой компании Хэдхантер работодатели отмечают, что наиболее редко у соискателей наблюдается наличие навыков ориентации на результат, анализа перспективных направлений развития отрасли, готовности к изменениям, способности трансформации имеющихся профессиональные умений и навыков для решения смежных задач.
Значимость softskills подтверждена на уровне Минэкономразвития РФ. В приложении к Приказу Минэкономразвития «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» содержится перечень ключевых компетенций цифровой экономики.
Таким образом, акцентирование образовательного процесса на развитии гибких навыков становится ключевым компонентом, определяющим успешность будущей трудовой деятельности. Развитые навыки адаптации к изменениям, способность к эффективной деловой коммуникации и кооперативной работе, способность к перспективному видению — важнейшие условия востребованности специалиста на долгосрочную перспективу.
Работать над формированием софтскиллс можно разными путями. Например, на курсах дополнительного образования (тайминг, проектные методики, развитие творческих способностей), тренингах (командообразование, стресс-менеджмент и т.д.), в рамках волонтерской деятельности, клубной работы и т.д.
Но основной ресурс — непосредственно образовательный процесс, поскольку именно он позволяет обеспечить комплексный, системный подход к формированию всей основной линейки гибких навыков.
Здесь огромное количество вариантов: от активных технологий теоретического обучения, до внедрения в учебный процесс практикумов, имитационного моделирования, деловых и ролевых игр, тренингов, проблемных задач и кейсов и т.д.
Широкие возможности в этом плане предоставляются цифровыми образовательными платформами. В частности, содержательный компонент ЦОС МЭО включает большое количество заданий, нацеленных на формирование софтскиллс. Например, для развития критического мышления, гибкости ума, синергетических навыков обучающимся предлагается выступить в роли экспертов, консультантов, аналитиков, прогнозистов, например, разработать концепцию развития образования, представить проект города будущего, определить перспективные направления развития отрасли и определить перечень проблем, провести социологический опрос и проанализировать результаты, составить предвыборную программу, предложить варианты решения современной технологической проблемы и многое другое.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.