Обилие разноплановой информации делает учебу непростым занятием. Внимание ребят рассеивается, им сложно сконцентрироваться на чем-то одном, особенно на «скучных уроках». В статье расскажем о нескольких эффективных упражнениях, которые помогут ребенку прокачать память и внимание.
Что нужно знать
Специалисты рекомендуют начать тренировать память и внимание с дошкольного возраста — 5-6 лет. Тогда детям будет проще войти в учебный процесс и успешно освоить программу.
Выделяют четыре вида памяти:
- Зрительная — мы запоминаем информацию в виде образов, которые увидели;
- Слуховая — ориентируемся на ту информацию, которую услышали;
- Двигательная — школьник лучше запоминает информацию, когда записывает ее (конспекты, дневники);
- Комплексная — это сочетание слуховой и двигательной памяти (слышим информацию, а потом закрепляем ее в тетради).
Конечно, перед тем, как начать заниматься, нужно поговорить с ребенком. Объясните ему: он активно растет, а внимание и память — его суперспособности, которые нужно тренировать словно мышцы. Если с подростками дело обстоит проще (готовиться к экзаменам все равно придется), то с младшеклассниками придется «повозиться». Время занятий с детьми от 5 до 10 лет не должно превышать десяти минут. Главное здесь не количество упражнений, а регулярность их выполнения. Учитывайте предпочтения малыша, а еще — вид памяти, который для него характерен. Так, если он лучше воспринимает информацию на слух, выбирайте соответствующий тип занятий.
Если говорить о внимании, то оно бывает:
- Непроизвольным — не требует волевых усилий и возникает независимо от сознания. Например, идем по улице, вдруг что-то с грохотом упало, и мы невольно сконцентрировались на источнике звука.
- Произвольным — человек намеренно фокусируется на чем-то. Здесь нужны как раз волевые усилия. Примером может служить домашнее задание, которое школьник вынужден делать.
- Послепроизвольным — для него характерны волевые усилия, но без напряжения, поскольку человек погружается в свое занятие. Например, исследовательский проект. Сначала ребенок заставляет себя приступить к его выполнению, но потом втягивается в процесс, увлекается им.
Почему у детей «хромают» память и внимание
Если ребенок вялый и сонный, его следует показать врачу, ведь источник «зависания» может прятаться в патологии или банальном переутомлении/бессоннице.
Возможные причины детской рассеянности: отсутствие интереса к учебе; недосып; пагубные привычки (не обязательно курение или алкоголь, это могут быть фастфуд, сладости или компьютерные игры); нерациональное питание (кусочничество, отсутствие в ежедневном меню фруктов, злаков и овощей); стрессы.
Следите за эмоциональным фоном ребенка, приучайте его проговаривать, а не замалчивать свои проблемы. В противном случае никакие упражнения не помогут — внимание все равно будет сосредоточено на том, что его волнует. Не игнорируйте физическую нагрузку. Зарядка, спортивные секции и футбол с друзьями на свежем воздухе — настоящая поддержка для мозга.
Упражнения для «прокачки» мозга
Для детей 5-8 лет
- Напишите на листе бумаги цифры от 0 до 9 и попросите ребенка указать напротив каждой из них свою ассоциацию. К примеру, 1 — это птица, 2 — собака, 3 — кусок пирога и т.д. Упражнение нацелено на развитие памяти и образного мышления.
- «Таблица Шульте» — упражнение помогает развить периферическое зрение, наблюдательность и внимательность. Это таблица с цифрами от 1 до 25, расположенными в произвольном порядке. Нужно смотреть в центр таблицы и пытаться боковым зрением найти все числа по порядку. Важно: ребенок не должен проговаривать их.
- Пусть младшеклассник возьмет десять спичек, пять из них кинет на стол. Далее он должен запомнить их расположение, взять другие пять и повторить картинку, но на другой поверхности (например, на кровати). Это упражнение развивает память и образное мышление.
- Прочитайте ребенку предложение (можете взять его любимую книгу) и одновременно постукивайте о стол карандашом. Задача — запомнить текст и посчитать количество постукиваний.
Для детей 9-10 лет
- Предложите школьнику внимательно изучить какой-нибудь предмет (например, кружку или книгу), а потом закрыть глаза и в подробностях рассказать о нем.
- Разложите на столе несколько предметов (ручки, тетради, ключи), пусть ребенок запомнит их расположение. Потом он должен закрыть глаза и досчитать до 20-ти, а вы убираете или переставляете один/несколько предметов. Задача — отгадать, какая вещь убрана или переставлена.
- Включите музыкальный отрывок из любимого мультика в видеоформате. Пусть школьник внимательно его прослушает, а потом закроет глаза и вслух попробует повторить кусочек песни и одновременно представить картинки, которые его сопровождали.
- Когда ребенок вернется из школы, предложите ему вспомнить, с кем он разговаривал и когда, вспоминая одежду, настроение, интонации собеседника.
Для подростков
Подросткам лучше всего подойдут кроссворды, судоку, шахматы, а еще — настольные игры, которые требуют продумывания ходов. Компьютерные игры тоже неплохой вариант, если это не бездумные «стрелялки». Лучше всего подойдут головоломки (Bridge Constructor); приключенческие игры, которые развивают координацию движений и задействуют рефлексы (Grand Theft Auto V); игры в жанре пошаговой стратегии (Civilization или Heroes of Might and Magic III); а также те, что посвящены решению моральных дилемм (Valiant Hearts).