Рынок труда динамично меняется и предъявляет к специалистам все более жесткие требования. С внедрением технологий часть профессий перестала быть востребованной, зато появились новые направления, которые нуждаются в кадрах. В статье разберемся, как школьникам определиться со сферой деятельности и не ошибиться при этом.
Что нужно знать о рынке будущего
В последние годы роботы активно заменяют человеческий ресурс на многих предприятиях. Понятно, это влияет и на рынок труда: какие-то профессии отходят на второй план, а какие-то, наоборот, становятся востребованными. Например, должности «кассир», «сортировщик» и «комплектовщик» попали в список исчезающих профессий — им на смену пришли автоматизированные станки.
Внимание работодателей сейчас приковано к специалистам IT-сферы: инженер по искусственному интеллекту, DevOps-инженер (помогает повысить производительность компании за счет разработки и улучшения различных IT-систем) и др. Впрочем, паниковать рано. Многие профессии (врачи, педагоги) до сих пор нужны и важны, ведь в этих сферах задействован человеческий фактор: умение принимать нестандартные решения, нацеленность на результат, навык общения и т.д. Так что будущий выпускник должен ориентироваться не только на требования рынка, но и на собственные предпочтения и, конечно, способности. Если ребенок плохо усваивает точные науки, но с упоением изучает русский язык и пишет сочинения, не стоит давить на него, чтобы он пошел в технологический вуз. Главное здесь — развивать критическое мышление, учиться взаимодействовать с людьми и быть гибким, адаптируясь под новые задачи.
Как выбрать профессию по душе
Предложите ребенку прописать на бумаге, какие учебные предметы ему больше всего нравятся и почему. Попросите серьезно подойти к теме, ведь речь идет о построении будущего. Пугать школьника «дворниками» и «нищим существованием» из-за плохой успеваемости — неэффективно. Он будет либо делать все назло взрослым (не забываем о юношеском максимализме), либо замкнется в себе.
Если ребенку нравится сразу несколько направлений, значит, на помощь придет фантазия. Пусть подумает, где ему хотелось бы работать (список фирм, которые отвечают всем запросам), а потом подробно расскажет об этом вам или дневнику, можно добавить рисунки или фотографии. А после представит: на каждой «работе мечты» из списка он проводит по девять часов пять дней в неделю (если не больше) — все также нравится? Часть компаний наверняка будет вычеркнута, зато одна/две останутся. Это и поможет задать правильный вектор движения.
Можно описать на бумаге предметы, объекты и субъекты, с которыми будущему специалисту хотелось бы работать: краски, животные, компьютер, станок, медицинские инструменты и т.д. Главный критерий здесь — ощущение удовольствия, интереса и радостного предвкушения, а не престиж и позиция «я буду зарабатывать кучу денег». Далее напротив каждого пункта нужно указать несколько действий. К примеру, животные — оказать помощь, краски — писать картины, медицинские инструменты — оперировать, избавить от боли. Это также поможет ребенку определиться со сферой занятости или хотя бы понять, чего он ждет от конкретной должности.
Чтобы найти работу мечты, нужно:
- Учиться прислушиваться к себе, трезво оценивать свои способности. Если ребенок интроверт, который тяжело сходится с людьми, ему не следует выбирать направления, где требуется общительность (например, менеджер по работе с клиентами).
- Осознавать, что мир, соответственно, и его сфера деятельности стремительно меняются. Так, через несколько лет индустрия, которую выбрал подросток, может потребовать овладения новыми навыками (цифровые компетенции, например).
- Учиться ставить цели, планировать, развивать в себе самодисциплину и самоконтроль.
- Понимать, что любое решение/действие влечет за собой последствия. Не отказываться от ответственности (я принял решение, и я знаю, к чему оно может привести).
- Не игнорировать профессиональные пробы, не бояться ошибок. Объясните выпускнику: если он промахнется с профессией, жизнь на этом не закончится — у него всегда будет возможность освоить новую.
Перспективные профессии настоящего и будущего
Медицина
В обозримом будущем врачей никакие роботы не заменят, поэтому профессия остается крайне важной и нужной. В перспективе фокус внимания сместится на специалистов широкого профиля.
- Онлайн-терапевт — это тот же терапевт, что и сейчас, но оказывать помощь (проводить диагностику, изучать результаты обследований, оценивать качество проводимого лечения) он будет дистанционно.
- Биоэтик — наводит мосты между человеком и врачами, юристами, генетиками (в основном это касается сложных медико-биологических случаев). Здесь потребуются знания в области медицины, права и даже технологий.
- Инженер-генетик — работает с генами живых организмов, занимается научной деятельностью.
Информационные технологии
- Компьютерный лингвист — разрабатывает алгоритмы и программы, которые способны воспроизводить когнитивную языковую деятельность человека: умение читать и говорить, понимать на слух, вовлекаться в диалог и переводить с одного языка на другой.
- Утилизатор цифрового мусора.
- Архитектор программного обеспечения — занимается построением сложных IT-систем для решения бизнес-задач.
Экология
Из-за негативного влияния человека на окружающую среду, это направление станет очень востребованным.
- Специалисты по уменьшению экологического следа.
- Городской садовод — занимается озеленением крупных городов.
- Экоаудитор — независимый эксперт, который проверяет, безопасны ли предприятия, здания и прочие объекты инфраструктуры для природы.
Сельское хозяйство
- Агроэколог — занимается разработкой методов утилизации отходов, которые возникли в результате ведения сельского хозяйства, а также восстановлением почв.
- Агрокибернетик — налаживает, запускает и обслуживает компьютерные системы в животноводстве и тепличном хозяйстве.
- Оператор автоматизированной сельхозтехники — управляет автоматизированной техникой на ферме и в поле (системами датчиков, беспилотными сельхозмашинами и агроботами).
Образование
- Персональный гид по образованию и карьерному росту.
- Эксперт по поиску и развитию талантов.
- Тренер по брейн-фитнесу — специалист, который создает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (к примеру, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и т.д.) в зависимости от психотипа и целей клиента.
Масс-медиа
- Медиаполицейский — борется с киберпреступниками и интернет-мошенниками, блокирует незаконный/вредоносный контент.
- Инфостилист — занимается подборкой информации и стилем ее изложения в соответствии с запросами клиента.
- Разработчик медиапрограмм.