Как улучшить учебные результаты ребенка с помощью дополнительного образования

10 апреля 2023 г.
Дополнительное образование нацелено на развитие, прежде всего, творческих способностей и личностных качеств ребенка. Кроме того, оно помогает школе реализовать воспитательные программы и адаптировать детей к процессу обучения. В статье расскажем, что представляет собой ДО в России, и поговорим о его преимуществах.
Как улучшить учебные результаты ребенка с помощью дополнительного образования

Что такое дополнительное образование?

Согласно 75 статье Федерального закона «Об образовании», дополнительное ДО направлено на всестороннее развитие ребенка, другими словами, это усиление программы основного образования. Сюда входит развитие творческих способностей, формирование здоровых привычек, навык организации свободного времени (самодисциплина и самоконтроль). Также сейчас очень популярна профориентация — дети начинают задумываться о будущей профессии уже в начальных классах. Дополнительное образование поддерживает их в решении этого вопроса, а также помогает адаптироваться к новому, проявлять гибкость, если все идет не по плану. Стоит отметить, что любые занятия в рамках дополнительного образования должны учитывать как индивидуальные, так и возрастные особенности школьников. Прежде чем записать ребенка в кружок или секцию, нужно поинтересоваться, чего он сам хочет, а еще — сможет ли осилить программу (в том числе по состоянию здоровья). Если же он станет посещать занятия из-под палки, результата либо вообще не будет, либо он будет минимальным.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на:

  • Дополнительные общеразвивающие программы — нацелены на детей и взрослых;
  • Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств — нацелены на детей;
  • Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки — нацелены на детей и взрослых.

Такой формат педагогической работы приобщает ребят к общечеловеческим ценностям, а еще — вдохновляет их на саморазвитие и познание.

Как создается система ДО в школах

Первый этап диагностико-информационный: чтобы приступить к организации, нужно изучить потребности и возможности детей («хочу» должно совпадать с «могу»). Только после анализа полученных данных школа приступает ко второму этапу — организации системы ДО. Кружки и секции, относящиеся к дополнительному образованию, не обязательно открывать именно в школе, их разрешено переносить в спортивные школы, дворцы творчества, школы искусств.

Важно понимать разницу между дополнительным образованием и внеурочной деятельностью. Последняя является частью программы общего образования, ее базовая цель — конкретизировать и расширить знания, которые дети получают на уроках. А система ДО — автономная образовательная ветвь, она не прописана в Федеральных стандартах. То есть здесь ребенок сам выбирает, куда он хочет пойти и чем планирует заняться. Если от секций и кружков в рамках ДО он может отказаться, то во внеурочной деятельности (экскурсии, олимпиады, диспуты, круглые столы) он обязан участвовать.

Третий этап — методическая и педагогическая поддержка, а следом за ним идет анализ и отслеживание результатов (текущий контроль, использование возможностей внешней среды, выявление перспектив). Понятно, ребенку будет сложно перестроиться, чтобы успеть и уроки посетить, и на кружок сходить, и домашнее задание выполнить. Но постепенно он начнет грамотно распределять свое свободное время, а может, даже составит график дня (это первый шаг к овладению навыками тайм-менеджмента).

К системе дополнительного образования тоже предъявляются требования, несмотря на то, что она не является обязательной. Так, среди основных функций ДО выделяют:

  1. Образовательную — получение нового опыта;
  2. Воспитательную — ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; формирование четких нравственных ориентиров;
  3. Креативную — одна из «суперспособностей», которая востребована на современном рынке труда;
  4. Интеграционную — в школе формируется единое образовательное пространство;
  5. Социализация — детям проще адаптироваться к новым условиям, стресс снижается, а успеваемость, наоборот, растет;
  6. Самореализация — школьники уже не просто «просиживают» уроки, они более разумно подходят к обучению, поэтому лучше усваивают программу.

Как с помощью ДО улучшить качество образования ребенка

Самое главное — понимать, что все дети разные, у каждого свои цели, способности и желания. Не навязывайте школьнику свое видение его будущего, пусть он сам выберет направление. Задача родителя и педагога — следить, чтобы «хотелки» соответствовали реальным возможностям. Если ребенок, например, не любит физическую активность, ограничьтесь зарядкой по утрам и прогулками на свежем воздухе, не нужно пытаться сделать из него олимпийского чемпиона.

Понятно, школа дает ребенку некую базу, а с помощью внеурочной деятельности и ДО прокачивает его гибкие навыки и когнитивные способности. Но дома эти результаты важно закреплять: интересуйтесь у ребенка, что нового он узнал, с какими трудностями столкнулся. Если появились проблемы, предложите ему создать таблицу из четырех колонок: «Препятствия/сложности», «Как я могу с ними справиться», «Что я сделал» и «Какой результат получен» (удалось решить проблему или нет).

Контролируйте график дня. Школьник не должен жить исключительно учебой и творчеством, ему необходим отдых и дозированное безделье, когда он может посмотреть фильм, поиграть в компьютер или погонять мяч во дворе. Помните, все хорошо в меру.

Не требуйте слишком многого. Оценки, как показатель способностей и успеваемости детей, уже отходят на второй план. Теперь нужно не просто выучить урок и ответить его, а понимать суть вопроса, уметь применять новые знания и в школе, и за ее пределами. Такой подход развивает осознанность, ведь ребенок уже не пытается угодить взрослым, он оставляет за собой право на ошибку, а если допустил ее, принимается за поиск решения проблемы. Ответственность без перфекционизма и суеты — настоящий вклад в будущие успехи на профессиональном поприще.

Добавить в избранное 5
Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Другие статьи
Всероссийская лига родителей 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33