Критическое мышление — умение работать с множеством источников информации, выделять ключевые моменты. Также к этому «скиллу» относится навык фактчекинга, то есть здоровые сомнения, когда каждый из источников проверяется на достоверность. Мы все имеем право на ошибку, поэтому люди с развитым критическим мышлением не забывают про объективность и разумно подходят к оценке собственных выводов и суждений.
Развитию такого Soft Skill нужно уделять много внимания: специалисты советуют начинать в полтора года. Только не нужно принуждать малыша заниматься, лучше используйте игровую форму, участвуйте вместе с ним: интересуйтесь, читайте, обсуждайте новые знания. Когда ребенок подрастет, можете объяснить ему важность этого навыка, почему он так нужен в профессии — это полезно и в рамках ранней профориентации.
В первую очередь, критическое мышление помогает школьникам. Во время учебы дети завалены фактами из совершенно разных предметных областей. Поэтому так важно учиться отделять зерна от плевел, то есть понимать, что тебе пригодится для решения конкретной задачи (не обязательно на уроках), а что — нет. Кроме того, к этому гибкому навыку относится умение отстаивать собственную позицию. Правда, здесь главное не ввязаться в спор ради спора, а аргументировать свою точку зрения и прислушиваться к мнению оппонента.
Если мы говорим о работе, то этот навык еще нужнее. В своей профессиональной деятельности человек должен получить результат, а чтобы процесс был эффективен, важно уметь принимать нестандартные решения, иногда даже на базе недостоверной или неполной информации — на свой страх и риск. Все дело в острой конкуренции — приходится искать креативные инновационные подходы к старым задачам.
Нельзя игнорировать и повседневную жизнь. Критическое мышление позволяет нам оценивать любую бытовую проблему с разных сторон и прикидывать, к чему приведет то или иное решение. Соответственно, выбранный способ действий в итоге оказывается самым оптимальным, а риск ввязаться в неприятности существенно снижается.
Расскажите ребенку: по каждому вопросу у человека формируется мнение, но оно не всегда объективно. Значит, нельзя безоговорочно принимать чужую точку зрения, не пропустив ее через собственный «фильтр». Факт — это то, что можно проверить, на первом плане здесь — конкретика. Например, дочь пожаловалась на одноклассника: «Саша сказал, что у меня некрасивая прическа». Оставайтесь беспристрастным, объясните девочке: во-первых, если фраза Саши не была обращена к ней напрямую — значит, информация ничем не подкреплена, ведь ее собеседник мог неправильно понять то, что услышал. Во-вторых, это как раз мнение, а не факт, Саше ее прическа не понравилась, а другому однокласснику — очень даже. В конце концов, можно самой поговорить с Сашей и все узнать из первых уст.
Всегда напоминайте ребенку: каждую проблему можно решить по-разному, главное — взвесить все за и против. К примеру, сегодня в школу мы поедем одним маршрутом, а завтра — через парк. Или прочитали интересную книгу, пофантазируйте на предмет альтернативных концовок. Это поможет ребенку научиться ориентироваться в необычных ситуациях.
К причинам относятся принятые решения (то, что мы сделали) или произошедшее событие. Следствие — то, что за ними последовало. Учите ребенка видеть связь: у каждого действия есть последствия. Прежде чем что-либо сделать, нужно как следует подумать (к чему это приведет; решение принесет вред или пользу). К примеру, ребенок сегодня с трудом встал с кровати — ему пришлось бежать в школу, не позавтракав, чтобы не опоздать. Почему? Вчера вечером он долго сидел за компьютером. Если человек видит причинно-следственную связь, ему проще понять мотивы других людей и оценить ситуацию. Так развиваются ответственность и самодисциплина. Чтобы было проще, можете завести таблицу, в которой ребенок станет записывать, что произошло/что он сделал, и к чему это привело.
Перед тем, как приступить к анализу информации, нужно ее найти, а потом выделить ключевые моменты, которые будут полезны. Чтобы понять, что главное, а что — второстепенное, важно задавать себе вопросы. Например, ребенок закончил книгу, пусть начнет мысленный диалог: что хотел сказать автор, о каких фактах он рассказал и как их проверить, как я могу использовать то, что прочитал и т.д. Для тренировки берите отрывки с подробным описанием деталей. Также не игнорируйте простое созерцание. Выберите с малышом дерево, мимо которого все время проходите, и наблюдайте за ним: как осенью облетают листочки, а весной распускаются почки, постепенно превращаясь в зеленую листву.
Всегда и все нужно обсуждать. Детские «зачем и почему» должны быть обращены и в сторону малыша. Интересуйтесь его мнением, узнавайте информацию. Например, в магазине попросите его контролировать покупки, спрашивайте, что еще положить в корзину, узнавайте у него цены на те или иные продукты.
Чтобы малышу было проще оперировать фактами в будущем, его буквально с пеленок следует приучать сравнивать и делать выводы. Идете по улице, проговаривайте, чем отличается эта синяя машина от той, что поливает улицы, или пломбир от любимого эскимо.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.