Критически мыслить — не значит сомневаться во всех фактах и словах. Этот навык можно назвать здоровым сомнением, когда человек разумно подходит к любой входящей информации. Еще одной «плюшкой» здесь является умение взглянуть на ситуацию с разных углов зрения. Например, школьнику купили брюки, а он их тут же порвал, играя в футбол. Родители встают перед выбором: наказать, чтобы неповадно было, просто отругать или вспомнить себя в его возрасте и спокойно объяснить, почему нужно бережно относиться к вещам, и как непросто они достаются. То же касается похода к врачу. Не зря специалисты советуют консультироваться с несколькими докторами по одному и тому же вопросу — так вы получите более объективную картину своего состояния, а лечение будет скорректировано.
Так что люди, умеющие не рубить с плеча, а задавать правильные вопросы, делать грамотные выводы и отделять факты от субъективных мнений, сейчас очень востребованы. Тем более в условиях бесконечно растущего потока информации, в которой легко запутаться.
В современном мире школьникам жизненно необходимо уметь фильтровать все, что они читают. Ведь одна из главных проблем интернет-пространства — наличие фейков. Детьми легко управлять посредством «цифры», поскольку они еще неопытны и очень доверчивы. Ребята, которые адекватно оценивают написанное и услышанное, как правило, не идут на поводу у киберпреступников и мошенников. Имея четкую позицию по жизни, они едва ли столкнуться с травлей. Но не все способны «мириться» с такими детьми: ребенок не готов соглашаться со всем, что ему говорят, он задает много вопросов и упорно ищет ответы. К этому тоже нужно быть готовым. Поощряйте самостоятельность школьника! Если он спрашивает, не нужно сразу давать ему готовый ответ. Предложите вместе поразмышлять: как, что, почему. Задавайте ребенку вопросы, чтобы он взглянул на ситуацию/волнующий его вопрос с разных сторон, а потом пусть проговорит выводы и сам оценит, верный ли каждый из них.
Еще одно преимущество критического мышления — расширение кругозора. Ребенку становится проще разобраться в себе, своих желаниях, а еще — ставить цель и последовательно идти к ее реализации. Только не нужно пытаться оградить малыша от всех опасностей! Это ничего не даст: он все равно когда-нибудь окажется в социуме, но не будет готов к взаимодействию с ним. Любознательный, всесторонне развитый ребенок не будет бояться сложностей, наоборот, его начнут увлекать совершенно разные направления — плюс к профориентации.
Приступать к развитию критического мышления специалисты советуют в 5-6 лет. Тогда уже в 14-15 лет подросток будет на автомате анализировать информацию и правильно на нее реагировать. К примеру, прежде чем связаться с «авторитетными» хулиганами, подумает, нужно ли это ему, и чем такое поведение может обернуться (готов ли он рискнуть благополучным будущим?).
Не спешите ограждать ребенка от гаджетов, лучше осваивайте их вместе. Например, его что-то заинтересовало, объясните малышу: доверять первому источнику нельзя, нужно поискать информацию и на других сайтах. Когда изучаете разные статьи, спрашивайте ребенка, где факт, а где мнение и почему. Когда он нашел, что искал, пусть задаст себе вопрос: «Что я узнал, поможет ли мне эта информация, нужно ли подкрепить ее фактами из других статей?». Также приучайте ребенка изучать текст беспристрастно. Если в статье или новости много экспрессивных слов, которые нацелены на эмоциональную отдачу читателя, ее стоит подвергнуть сомнению.
Эта популярная игра очень полезна. С ее помощью вы можете наглядно показать ребенку, как можно исказить информацию и почему ее всегда нужно перепроверять. Один из участников придумывает слово, а потом шепчет (чтобы никто не услышал) его товарищу, и так по цепочке. В большинстве случаев к последнему участнику доходит совершенно другое слово, иногда даже словосочетание.
Можете взять отрывок из любимой книги или любую статью из интернета. Когда ребенок его прочтет, попросите описать смысл несколькими предложениями. Не забудьте задать уточняющие вопросы: что хотел сказать автор, какие детали присутствовали в тексте (вообще, нужны ли они), а какую информацию допустимо назвать второстепенной.
Это простое упражнение поможет ребенку увидеть причинно-следственную связь в любой ситуации, а еще — научиться видеть главное даже в объемном тексте.
Например, ваша дочь сладкоежка. В одной из статей она прочла, что глюкоза питает клетки мозга, соответственно, вкусности полезны для ума. Возникает вопрос, почему мама не дает мне конфеты — это не справедливо! Не спорьте с ребенком, а вместе с ней поищите другие сайты (помним о правиле трех источников), причем объясните: в вопросах питания/медицины нужно прислушиваться к людям, имеющим профильное образование и опыт работы, а не к блогерам и рекламщикам. Найдите публикации/вебинары врачей, диетологов, разберитесь в вопросе вместе с дочкой, выслушайте разные мнения. Вот тогда у ребенка не только сформируется правильное мнение, она обучится навыку фактчекинга, а он сейчас очень востребован. Можете нарисовать таблицу (эта касается и ситуаций в реальной жизни) с двумя колонками: ПРИЧИНА (что произошло/какая информация меня заинтересовала) и СЛЕДСТВИЕ (что случилось после/какой вывод я могу сделать, изучив разные источники информации).
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.