Как использовать современные технологии в образовании ребенка и как не допустить их злоупотребления

3 апреля 2023 г.
Гаджеты и информационное пространство – настоящие помощники в сфере образования, особенно в последние годы. Благодаря технологиям обучение становится не только более комфортным, но и качественным. В статье узнаем, какие технологии используют образовательные учреждения, и для чего они нужны.
Как использовать современные технологии в образовании ребенка и как не допустить их злоупотребления

Как технологии влияют на образовательный процесс

Преимущества «цифры» сейчас активно используются как в школах и вузах, так и в дошкольных учреждениях. Молодое поколение, которое уже с пеленок познает мир технологий, обладает клиповым мышлением. В этом есть свои плюсы и минусы. Так, дети труднее ориентируются в потоке информации на уроке, им проще усвоить материал через видео, картинки и какую-нибудь активность. Если устный формат, то только непродолжительный по времени, иначе внимание ребенка начинает рассеиваться. «Плюшками» здесь можно назвать скорость реакции и умение работать в режиме многозадачности.

Поэтому сфера образования претерпела множество изменений — пришлось учесть меняющиеся потребности/способности учащихся. Те же обновленные ФГОС поставили перед школами задачу развивать личность ребенка, адаптировать его к жизни с активным использованием цифровых технологий. Упор делается уже не на получение фундаментальных знаний с жестким оцениванием (пять или два), а на прокачку мягких навыков. В какой-то степени именно технологии помогают в достижении этой цели.

Чтобы не допустить злоупотребления, нужно грамотно сочетать «цифру» и стандарт. Не обязательно весь урок проводить в очках дополненной реальности или зависая в интернете, можно просто разбить его на части. Допустим, сегодня мы смотрим фильм по теме и обсуждаем его, завтра — изучаем тему, дополняя материал из учебника статьями из интернета (опять же, учимся отделять мнение от факта), а потом — начинаем исследовательский проект (задача — план проекта — его реализация — защита перед аудиторией).

Традиционный урок VS новые технологии

Поскольку сейчас педагог — уже не единственный источник знаний, его роль существенно расширилась. Во главе угла оказалось наставничество: учитель наблюдает, помогает и вдохновляет. Чтобы школьник не потерял мотивацию, приходится продумывать новые способы подачи материала: интерактивные доски, исследовательские проекты с использованием лабораторного оборудования, онлайн-курсы и вебинары, дискуссионные клубы. Педагогику тоже стали определять как технологию. Она включает в себя опыт и профессиональные приемы учителя; формы, методы и средства передачи этого опыта, а также техническое оснащение самого процесса обучения; способы организации учебно-познавательного процесса.

Понятно, дистанционное обучение с активным внедрением гаджетов очень удобно: можно быстро найти информацию по разным темам, не нужно платить за проезд и тратить время на дорогу, а еще — дома комфортнее, соответственно, стрессовых ситуаций меньше. Но ведь образовательные технологии — это не только виртуальное пространство, применение VR-, AR-технологий и т.д. К ним относятся и разнообразные методики обучения, которые помогают ребенку развиваться во всех направлениях: усваивать программу без потери любознательности, развивать те качества, которые сейчас особо востребованы. Тем более рынок труда сейчас остро нуждается в специалистах, умеющих проявлять гибкость, работать в команде и принимать нестандартные решения.

Самые актуальные технологии в образовании

Технология проектного обучения

Это личностно-ориентированная технология, в которой ученик находится в центре. Она учит ребенка самостоятельно принимать решения и проявлять инициативу. Это может быть игра (например, имитация археологической экспедиции), исследования (соцопрос на важную для школьника тему), информационный проект (создание справочного материала с оформлением). Главное здесь — четко поставить задачу, потом разбить ее на этапы, которые школьник будет последовательно проходить. Оценки, конечно, присутствуют, но акцент делается на самом процессе. К слову, проектная деятельность — одно из средств системно-деятельностного подхода, именно на нем основаны ФГОС третьего поколения.

Технология развития критического мышления

Базой этой технологии является модель трех стадий организации учебного процесса: вызов — осмысление — размышление. На первом этапе у ребенка формируется интерес к теме, толчком может служить какой-нибудь нестандартный вопрос педагога или пример из жизни известной персоны. Также принцип «взять на слабо» здесь тоже срабатывает, ведь ученик принимается за дело, потому что ему самому любопытно — справится ли он.

На стадии осмысления (реализации) школьник получает новые знания, анализирует их, пытается адаптировать под имеющуюся задачу. Этап размышления (рефлексии) представляет собой закрепление информации (что я знал до этого, и как теперь изменились мои представления о предмете).

Технология проблемного обучения

Преподаватель предлагает ребятам решить какую-то проблемную ситуацию. Условно урок можно разделить на три этапа: постановка проблемы — теоретическое исследование — поиск практического решения. В процессе дети сравнивают, сопоставляют факты, делают выводы, даже спорят. Вовлеченность, полная свобода самовыражения и умение выслушать оппонента помогают развить мыслительные способности и креативность.

Игровые технологии

Организация обучения в игровом формате стимулирует познавательную активность детей, побуждает их искать ответы на все свои «почему», позволяет использовать свой жизненный опыт, включая и обыденные представления о чем-либо. Самыми эффективными считаются дидактические игры с элементом соревнования:

  • Игры-путешествия — рассказы, обсуждения, творческие задания;
  • Игры-упражнения — кроссворды, ребусы, викторины;
  • Деловые игры — решение рабочих задач в определенной сфере деятельности (мы хотим открыть ларек мороженого, как это сделать?);
  • Ролевые игры — пресс-конференции, имитация судебного процесса, организация путешествия, театральная постановка. В последнем варианте главное — выделить смысл произведения/пьесы, например, что хотел сказать автор, а что чувствует каждый из персонажей.

Методы конкретных ситуаций (кейс-технологии)

Техника обучения, при которой используется описание реальных ситуаций в разных предметных областях. Кейс-технологии предполагают специальную подготовку материала под конкретную рабочую задачу. Ребята должны разобраться в вопросе, выделить проблемы и предложить несколько вариантов решения. Педагог здесь выступает в роли куратора, он подталкивает учеников, но в процесс не вмешивается.

Добавить в избранное 4
Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Другие статьи
Всероссийская лига родителей 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33