Что такое кибербуллинг и как его предотвратить: советы для родителей

3 апреля 2023 г.
Травля в интернете – распространенное явление. Однако не всегда онлайн-издевательства являются следствием деятельности киберпреступников. В статье разберемся, что такое буллинг в «цифре», и как помочь ребенку не попасть на его крючок.
Что такое кибербуллинг и как его предотвратить: советы для родителей

Что такое кибербуллинг

Кибербуллинг — синоним травли, только относится он исключительно к интернет-пространству. К нему можно отнести:

  • Распространение ложной негативной информации о подростке, размещение фотографий, которые могут поставить его в неловкое положение. В некоторых случаях агрессоры даже создают фальшивые профили с целью унизить жертву.

  • Угрозы, запугивание, издевательство в социальных сетях, компьютерных играх, мессенджерах, по электронной почте, на форумах.

  • Подмена профиля, когда обидчик отправляет оскорбительные сообщения от имени жертвы.

Информация, особенно дискредитирующая, распространяется по интернету очень быстро и становится вирусной — буквально через минуту о ней могут узнать пользователи с противоположного конца страны. Соответственно, растет давление ребенка, оказавшегося в сетях киберпреступника.

Дети (и взрослые), которые подвергаются интернет-травле, начинают ощущать себя жертвой и в жизни: любое слово, беглый взгляд или улыбку ребенок окрашивает в негативные тона и принимает на свой счет. Последствия могут быть психологическими, физическими и эмоциональными.

Как помочь своему ребенку?

В первую очередь следует обратить внимание на настроение школьника. Если у подростка часто меняется настроение, на каждый вопрос он отвечает с вызовом и нервозностью, избегает общения, прогуливает школу, возможно, он стал жертвой сетевой травли. Также к признакам можно отнести резкое удаление профиля из соцсетей, быстрая утомляемость и плохой аппетит.

Вообще, кибербуллинг далеко не всегда связан с деятельностью преступников, часто это продолжение травли в школе. Здесь важно понимать разницу между подшучиванием и издевательствами, ведь дети часто не понимают разницы, их просто «несет». Важно объяснять, что шутка не должна обижать человека, если же он расстроен, ему неприятно — пора прекращать.

Как помочь:

  1. Нужно всегда и обо всем разговаривать. Приучайте ребенка вести беседы по душам, он должен знать, что вы готовы выслушать его без осуждения и лишних советов. Станьте ему другом, тогда вам будет проще контролировать события его жизни и вовремя прийти на помощь.
  2. Приучайте школьника фильтровать информацию в «цифре». Кто-то написал ему что-то неприятное или угрожающее — не вникать, не обдумывать информацию, а сразу заблокировать злоумышленника.
  3. Учите ребенка правильно реагировать на обидные слова и даже действия. Понятно, что нужно уметь себя защищать (спортивные секции никто не отменял), но важно искать компромисс, а агрессоров просто игнорировать. Это поможет и во взрослой жизни.
  4. Донесите до школьника: наблюдатели — такие же виновники. Если ребенок видит, как травят одноклассника, ему с товарищами следует вмешаться, ведь на месте жертвы может оказаться любой из них.
  5. Если столкнулись с кибербуллингом, не удаляйте сообщения и историю звонков/браузера: делайте скриншоты, фиксируйте даты. Чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля — идите в полицию или подключайте школьное руководство, педагогов. Позиция «сор из избы не выносят» — ложная, она принесет вред вам и вашему ребенку.

Как предотвратить кибербуллинг

Самое главное — приучить ребенка к «цифровой гигиене»: интернет-профиль должен быть закрыт от незнакомых пользователей (никаких вульгарных фотографий), личной информации там быть также не должно.

Школьник должен запомнить: провоцировать людей нельзя! Даже если он прав и его гнев оправдан, не нужно вовлекаться в агрессивные споры/обсуждения, которые вот-вот перейдут на личности. Зачастую травля перетекает в цифровое пространство как раз из бытовых ссор в школе. Поэтому лучше ее потушить в самом начале: выйти из разговора, если собеседник уже «дошел до кондиции» и перешел к оскорблениям. Во время любой беседы, будь то общение на форуме или переписка ВКонтакте, необходимо оставаться беспристрастным, даже нейтральным. Помните, людям, которые занимаются травлей в интернете, важно получить эмоциональную отдачу: чтобы жертва переживала, плакала, паниковала.

Объясните ребенку: жаловаться — нормально, если речь идет о его здоровье и социальной жизни. Если школьник расскажет о произошедшем учителю или родителям, он станет не стукачом, а сознательным гражданином. Его своевременная реакция поможет защитить других пользователей.

Нужно не запрещать гаджеты и «вредоносную цифру», а приучать ребенка правильно ими пользоваться. Интернет — это же не только пустое времяпрепровождение, там можно обучаться, узнавать интересные факты. Для этого он должен уметь грамотно выбирать места посещения и разумно подходить к этому вопросу.

Если школьнику все-таки неловко говорить о том, что его обижают в сети, он может позвонить на детскую телефонную линию 8 801-100-16-11 (круглосуточно, бесплатно и анонимно), чтобы поговорить со специалистом.

Добавить в избранное 3
Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Другие статьи
Всероссийская лига родителей 127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4 8 800 600 47 33